Монастырский некрополь

Спасский мужской монастырь города Рязани
На территории Спасского монастыря располагалось одно из наиболее богатых кладбищ города Рязани, на котором первоначально хоронили духовных лиц: настоятелей и насельников монастыря, служителей Архиерейского дома и кафедрального собора, а также знаменитых и известных своими заслугами перед Отечеством горожан. Монастырский некрополь был расположен к востоку от настоятельских и братских келий, между храмами и за ними.
Впоследствии, с 1830-х годов, там стали хоронить и горожан – благотворителей обители. На монастырском кладбище, в частности, нашёл свое упокоение купец Иван Васильевич Осминин, прославившийся тем, что много жертвовал храмам, монастырям и нуждающимся.

Многие благотворения Ивана Васильевича выражаются в надписи на памятнике:

Добро творил он нищим, как Товит,
Украсил храм Божий как Давид,
Добро его у вдов, сирот в сердцах,
А мзда ему у Бога на небесах.

Портрет купца И.В. Осьминина
Неизвестный художник. XIX в. Холст, масло. РИАМЗ
Когда- то на заборе кладбища Спасского монастыря было написано стихотворение епископа Иустина (Полянского). К сожалению, к началу XX века эта надпись была уже утрачена. Однако, благодаря членам Ученой Архивной Комиссии текст стихотворения сохранился для потомков. Вот он:
Тих сон ваш и мирен усопшие братья;
Ничто не смущает ваш вечный покой.
Земля приняла вас в родные объятья
И скрыла навеки от злобы людской.

Не страшны вам больше тревоги, волненья,
Вы прах отряхнули и к жизни иной
На крыльях надежды в обитель спасенья
К Творцу воспарили бессмертной душой.

Там ждет вас награда; слеза покаянья
Вам вновь возвратила утраченный рай.
Мы верим: не вечны земные страданья
И нового с вами достигнем свиданья,
И дальнему скажем: на веки прощай.

Трагический период для Спасского монастыря начинается после Октябрьского переворота 1917 года. Тогда его постигла судьба многих других обителей – монастырь был разграблен. В 1921 г. обитель была передана под бараки для «остро заразных» – больных холерой.

В 1925 и 1931 гг. в монастыре расквартировали воинские части. Монастырское кладбище поначалу продолжали использовать: на нём хоронили по разрешению… – тех самых «острозаразных больных». Правда, согласно официальным документам, в 1930 г. в связи с эпидемией холеры кладбище было закрыто. Постепенно некрополь разорялся. Все железные ограды были вывезены горсоветом – их употребили на ограду кладбища, устроенного на берегу Трубежа напротив собора.

К 1957 году исчезли почти все надгробия, само место некрополя вообще не обозначалось.
Кладбище Спасского монастыря 1931 г. (У Юго-западного угла храма Богоявления)
Кладбище Спасского монастыря 1931 г. (Вид с южной стороны Преображенского собора)
Кладбище Спасского монастыря 1931 г. (Вид с южной стороны Преображенского собора)
В наши дни на территории Спасского монастыря находится четыре захоронения. Три из них принадлежат деятелям русской культуры XIX века:
  • Русскому художнику, гравёру, мастеру репродукционной гравюры, академику Ивану Петровичу Пожалостину (1837–1909).
  • Писательнице и художнице Софье Дмитриевне Хвощинской (1828–1865) — младшей из сестер Хвощинских, популярных литераторов в России XIX в.
  • Одному из крупнейших русских поэтов и писателей XIX в. Якову Петровичу Полонскому (1819–1898), чей прах перенесли на территорию Спасского монастыря в 1959 году из Ольгова Успенского монастыря (с. Льгово), так как в обители разместилась колония для несовершеннолетних.
И.П. Пожалостин (1837–1909)
С.Д. Хвощинская (1828–1865)
Я.П. Полонский (1819–1898)
Четвёртая могила «анонимна»: в ней перезахоронены останки священнослужителя, обнаруженные во время реставрационных работ у наружной алтарной стены Рождественского кафедрального собора.

В память о всех усопших и в напоминание, что вокруг Преображенского собора располагалось кладбище установлен Поклонный крест.
Кассиан Николаевич Любарский
(1886–1920 гг.)
Человек, благодаря которому сохранилась опись монастырского кладбища
В настоящее время человеку заходящему на территорию Спасского монастыря ничего не напоминает о том, что в начале XX века вокруг Преображенского собора располагалось одно из крупнейших кладбищ города Рязани. Разве что четыре могилы в углу территории, за Богоявленским храмом... В пятидесятые годы власти города, «приводя в порядок» центр Рязани, сравняли с землёй место упокоения нескольких сотен рязанцев, многие из которых вошли в историю своей малой родины и были широко известны местной общественности в XIX веке.

К счастью, в 1914 году типография братства святителя Василия Рязанского выпустила небольшую брошюру, благодаря которой сохранились имена тех, кто покоится на территории Спасского монастыря. Автор этого труда, Кассиан Николаевич Любарский, прожил короткую, но плодтворную жизнь, был расстрелян большевиками в Архангельске в 1920 году. Именно благодаря трудам этого человека мы можем восстановить частицу исторической памяти, втоптанной в землю безбожной властью.
Кассиан Николаевич вошёл в историю как археолог, историк, сотрудник Румянцевского музея, краевед, заведующего секцией охраны музеев и памятников искусства и старины в Архангельске, член и активнейший участник Архангельского Церковно-археологического комитета и Архангельского общества изучения Русского Севера В Отделе письменных источников Государственного исторического музея хранится его архив, проливающий свет на историю его борьбы за охрану погибавших на Севере России в годы революции и гражданской войны церквей и других памятников искусства и культуры, за создание Архангельского краевого музея.

Семья Любарских происходила из Рязани, и там находился их родовой дом. Касьян (Кассиан) стал членом Рязанской губернской ученой архивной комиссии и издал «Краткий обзор ризницы Рязанского архиерейского дома» (Рязань, 1912) и «Рязанский некрополь (Спасский мужской монастырь. Ч. 1)» (Рязань, 1914), собирал книги и предметы старины для создания в Рязани музея Рязанской ученой архивной комиссии. Летом 1914 г. он представлял Рязанскую губернскую ученую архивную комиссию на XVI Археологическом съезде в Пскове, но из-за начала войны съезд был отменен, и участники съезда могли только наблюдать панику на вокзале в Пскове.

Кассиан Николаевич Любарский
Фотография из исследования М.П. Мироненко.
Адрес https://inslav.ru/sites/default/files/
2021_shveykovskaya_mironenko.pdf
В 1913 г. Любарский совершил поездку по Туркестану, во время которой он фотографировал исторические памятники и составил альбом фотоснимков, хранящийся ныне в отделе ИЗО в ГИМ. Летом 1915 г. с хранителем Отделения доисторических, христианских и русских древностей Румянцевского музея С.О. Долговым был командирован на Кавказ для археологических раскопок, осмотра, снятия обмеров и фотографий древних памятников Кавказского края и приобретения предметов древности для музея.

В феврале 1916 г. Любарский был призван в армию. Хотя он по закону мог отказаться от службы как единственный сын, но присущее ему чувство долга не позволило сделать это, он прошел военное обучение в качестве вольноопределяющегося и как знающий иностранные языки был направлен служить в Архангельское Главное артиллерийское управление, заниматься отправкой военных грузов, получаемых от союзников, водным путем. Во время войны Кассиан Николаевич попал под обстрел и чуть не потерял зрение.

Затем, в условиях Гражданской войны и иностранной интервенции, Любарский боролся за сохранение Архангельского церковно-археологического музея. В марте 1920 г. он был назначен заведующим секцией музеев и охраны памятников искусства и старины при Архангельском губернском отделе Наркомпроса. Но летом был арестован по надуманному обвинению и по постановлению Архангельского ВЧК расстрелян 7 августа 1920 года. Реабилитирован 10 июля 1992 года.

Кассиан Николаевич Любарский
Фотография со страницы Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря в социальной сети вконтакте. Адрес https://vk.com/wall-66702056_2847?ysclid=ll84f1dnas792568924
Любарский оставил завещание, в котором выражал желание подарить свой семейный дом в Рязани городу для устройства в нем «на вечные времена» музея Рязанской губернской ученой архивной комиссии. Им было собрано в течение всей жизни много предметов для этого музея и 300 книг. Если же, как он опасался, по каким-то причинам разместить там музей не получится, то он предлагал устроить в доме городскую читальню-библиотеку имени Любарских. Но дом был отнят, много вещей пропало, часть вещей была продана матерью и теткой, которым не на что было жить.

Полное жизнеописание Кассиана Любарского можно прочитать в исследовании М.П. Мироненко «Судьба русского археолога на переломе эпох».

Ниже, ссылка на страницу с полным описанием некрополя Спасского мужского монастыря города Рязани.