Приступая к печатанию 1-й части Рязанского Некрополя, я должен сказать, что считаю эту работу лишь подготовительной к другой, которая потребует большего времени и едва-ли будет по силам одному лицу. Пока я взял на себя труд описать все памятники на Ряз. кладбищах 1), не сообщая никаких сведений о погребенных, в надежде что со временем, все лица, располагающие таковыми, не откажутся сообщить что знают, для того чтобы, приведя в систему, можно было их напечатать. Сведениям этим я придаю огромное значение, как долженствующим оживить мертвые имена бытовыми и биографическими данными. Лишь тогда, с полной искренностью, мы назовем свой труд Рязанским Некрополем.
Описание я располагаю в двух отделах: Алфавитном и Хронологическом. Первый из них разбит на 4 графы:
1. № по порядку записи.
2. Имена, даты, и все вообще надписи, имеющиеся на памятнике.
3. Год смерти повторяется в отдельной графе.
4. Краткое обозначение характера памятника. Здесь я употребляю следующие обозначения:
Аналой.
Колонка, чугунная или каменная.
Крест, материал которого отмечаю особо (каменный, чугунный, железный или деревянный).
Памятник, (чугунный, или каменный), т.е. всякое сооружение обычнаго типа, не подходящее к другим, особо отмечаемым видам.
Плита, (чугунная, или каменная), лежащая на могиле, или вделанная в стену храма.
Решетка, в тех случаях, когда на самой могиле памятника не поставлено, и надпись помещается на решетке.
Саркофаг, т.е. камень, имеющий вид гробницы.
Урна, столь характерная для 1-й половины 19 стол.
Часовня, т.е. памятник не только имеющий вид часовни, но переменно с дверью и помещением внутри.
Я считал бы свой труд вполне удачным, а себя вознагражденным, ежели бы эта, первая часть Р.Н., послужила основанием для того полного “Некрополя”, об котором я говорил выше, и на осуществление которого хочу надеяться.
3 июля 1912 г. Чембарь
1) В 1-й части, теперь печатаемой, заключается Спасский мужской мон. Во 2-й, уже почти готовой к печати –Троицкий мужской мон. В 3-й - Казанский женский мон. В 4-й - Лазаревское и Скорбященское кладбища.
2) За исключением двух: “Прими Г-ди дух мой с миром” и “Мир Праху твоему”. Затем выпускаю еще слова: “Здесь погребено тело…”. Все три повторяются постоянно, и без вариаций, а потому я считаю возможным их выпустить.