20 июня 2024 года в Доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче открылась персональная выставка игумена Евфимия (Шапкина).
Игумен Евфимий (Сергей Шапкин, р. 1961) окончил Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), факультет монументальной живописи (1993).
В 1993 году пострижен в монашество. В настоящее время игумен Евфимий – и.о. настоятеля Спасского мужского монастыря города Рязани.
Несмотря на занятость игумен Евфимий никогда не оставлял творчество, занимаясь иконописью, реставрацией, живописью и графикой.
Слово «инок» переводится как иной, и выставка не похожа на обычные выставки станковой живописи – она «иная». Вот, что пишет о работах отца Евфимия один из почитателей его таланта: «Реальность на этих картинках как будто бы слегка полупрозрачна, и через неё просвечивает рай. И вот перед этой простотой и светом подлинной живой жизни, перед её будничной святостью, перед спасительной красотой, светящейся, лучистой, лёгкой и умной тишиной тебе как будто бы ничего и не стоит стать собой подлинным и похожим на эту тишину – и тоже полегчать, прозреть, просветлеть и возвеселиться сердцем. Возрадоваться тому, что мир хорош, как возрадовался этому когда-то его Создатель».
На выставке представлены небольшие, камерные работы, выполненные в сложной смешанной технике с незамысловатыми, но притягательными, зовущими как бы «внутрь» сюжетами.
В экспозиции более 100 произведений. Это живопись и графика. Объединяет их тёплая, сдержанная цветовая гамма и особая лиричность. В проникновенности работ проявляется трепетная внимательность художника к окружающему миру, к неброской красоте родной природы.
В работах отца Евфимия прослеживается творческая многогранность, изобретательность в использовании разных материалов, смешанных техник: процарапывания, коллажа. Художник в равной степени использует как масляные краски, так и акрил. В каждой его работе есть уникальность, которую нельзя повторить, и даже в обрамлении содержится некая смысловая нагрузка, собирающая в единое целое замысел художника.