В Крещенский сочельник, 18 января, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Спасском монастыре Рязани. Верующие в этот день находятся в предощущении великого и спасительного праздника Богоявления Господня.
В обители и само торжество, и предшествующий ему Крещенский сочельник встречают по-особому радостно, в ряду престольных праздников, поскольку Богоявлению посвящен один из монастырских храмов. Он был возведен в XVII веке и является памятником архитектуры. Сейчас эта старинная церковь, когда-то освященная в честь праздника, именуемого также днем Просвещения, говорящим об обновлении всего мира, сама ждет своего обновления и возрождения. Храм еще пребывает в плачевном состоянии, лишь в начале июля прошлого года он был полностью возвращен верующим, и на данный момент подготовлен пакет документов для возобновления работ по реализации проекта реставрации. Даже в нынешнем состоянии ничто не может заслонить красоту церкви посадского типа с изящным пятиглавием, венчающим четверик, и шатровой колокольней.
Трудов по восстановлению храма предстоит много, и, как в любом другом деле, в их основание должна ложиться молитва. О молитвенном труде и вообще об усилии каждого человека навстречу обновлению в Духе Святом, об очищении и обновлении мира напоминает наступающий праздник Крещения Господня. Об этом говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:
– Сегодня, в Крещенский сочельник, дорогие братья и сестры, во время совершения чина великого освящения воды все мы внимали тексту молитв, и в этих словах звучал глубокий смысл. Он заключается в том, что освящение, которое приносит Христос, связано не только с человеческой душой, но и со всем миром. Христос приходит на Иордан, чтобы освятить воды, и через них Он освящает весь земной мир, все водные стихии, перечисление которых мы слышали сегодня, всю вселенную.
Но освящение и обновление творения совершается не в блеске и великолепии. Это событие происходит в смирении, тихим и неприметным образом. Христос приходит на Иордан вслед за многими другими жителями Иудеи, чтобы тоже принять обряд, совершаемый Иоанном Предтечей. Христос погружается в Иордан, воды которого уже были духовно нечистыми от грехов множества людей, которые туда погружались – ведь туда приходил весь Иерусалим, вся Иудейская страна.
И Христос не гнушается человеческого греха, нечистоты, но приходит на Иордан и погружается в его воды. Вспоминаю рассказ об одной из традиций, существующих в Японии: члены семьи по очереди погружаются в одну и ту же емкость, чтобы принять в ней теплую ванну. Многими из нас это воспринимается с брезгливостью. Как же так, погружаться в уже грязную воду! Но Христос, Безгрешный Агнец, погрузился в воды, наполненные грехом, смрадом и нечистотой, свидетельствуя о том, что Он берет на Себя грехи всего мира, как и сказал затем Предтеча. Спаситель освящает воды, и это является предзнаменованием очищения всей вселенной Его кровью и животворящей смертью за весь человеческий род.
И потому сегодня к месту Крещения Спасителя тоже идет духовенство во главе Иерусалимским Патриархом, который в этот день традиционно освящает там воды. Но не только в Иерусалиме, на каждом водоеме сегодня иордань. Мы тоже освящаем воды, и они имеют ту же самую силу, что иорданские. Не мы, но Господь Своей силой и благодатью дает нам освящение, чтобы и мы приобщились чистоты и святости, смогли воспринять Его благодать. Апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Да, мы не знаем, как будет в раю, не знаем тех благ, которые Господь приготовил для любящих Его, но мы видим Его знаки, выходящие из порядка вещей.
Вода, освященная в сочельник и сам праздник Крещения – особенная. Она не портится на протяжении многих лет, и об ее удивительных свойствах свидетельствуют и верующие, и неверующие.
Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, не коснеть во грехах, но выходить на свой Иордан, и не только погружаться в источники вод, причащаться этой агиасмы, умываться и пить ее, но и стараться воспринимать Духа Святого. Неслучайно Предтеча сказал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым». Святым Духом мы и должны обновляться.
Дай Бог всем нам этого очищения водой и духом, обновления, чтобы приобщиться к источнику жизни вечной.
Источник: https://ryazeparh.ru/index.php/eparh/nash-arkhipastyr/10151-liturgiya-v-kreshchenskij-sochelnik-v-spasskom-monastyre
В обители и само торжество, и предшествующий ему Крещенский сочельник встречают по-особому радостно, в ряду престольных праздников, поскольку Богоявлению посвящен один из монастырских храмов. Он был возведен в XVII веке и является памятником архитектуры. Сейчас эта старинная церковь, когда-то освященная в честь праздника, именуемого также днем Просвещения, говорящим об обновлении всего мира, сама ждет своего обновления и возрождения. Храм еще пребывает в плачевном состоянии, лишь в начале июля прошлого года он был полностью возвращен верующим, и на данный момент подготовлен пакет документов для возобновления работ по реализации проекта реставрации. Даже в нынешнем состоянии ничто не может заслонить красоту церкви посадского типа с изящным пятиглавием, венчающим четверик, и шатровой колокольней.
Трудов по восстановлению храма предстоит много, и, как в любом другом деле, в их основание должна ложиться молитва. О молитвенном труде и вообще об усилии каждого человека навстречу обновлению в Духе Святом, об очищении и обновлении мира напоминает наступающий праздник Крещения Господня. Об этом говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:
– Сегодня, в Крещенский сочельник, дорогие братья и сестры, во время совершения чина великого освящения воды все мы внимали тексту молитв, и в этих словах звучал глубокий смысл. Он заключается в том, что освящение, которое приносит Христос, связано не только с человеческой душой, но и со всем миром. Христос приходит на Иордан, чтобы освятить воды, и через них Он освящает весь земной мир, все водные стихии, перечисление которых мы слышали сегодня, всю вселенную.
Но освящение и обновление творения совершается не в блеске и великолепии. Это событие происходит в смирении, тихим и неприметным образом. Христос приходит на Иордан вслед за многими другими жителями Иудеи, чтобы тоже принять обряд, совершаемый Иоанном Предтечей. Христос погружается в Иордан, воды которого уже были духовно нечистыми от грехов множества людей, которые туда погружались – ведь туда приходил весь Иерусалим, вся Иудейская страна.
И Христос не гнушается человеческого греха, нечистоты, но приходит на Иордан и погружается в его воды. Вспоминаю рассказ об одной из традиций, существующих в Японии: члены семьи по очереди погружаются в одну и ту же емкость, чтобы принять в ней теплую ванну. Многими из нас это воспринимается с брезгливостью. Как же так, погружаться в уже грязную воду! Но Христос, Безгрешный Агнец, погрузился в воды, наполненные грехом, смрадом и нечистотой, свидетельствуя о том, что Он берет на Себя грехи всего мира, как и сказал затем Предтеча. Спаситель освящает воды, и это является предзнаменованием очищения всей вселенной Его кровью и животворящей смертью за весь человеческий род.
И потому сегодня к месту Крещения Спасителя тоже идет духовенство во главе Иерусалимским Патриархом, который в этот день традиционно освящает там воды. Но не только в Иерусалиме, на каждом водоеме сегодня иордань. Мы тоже освящаем воды, и они имеют ту же самую силу, что иорданские. Не мы, но Господь Своей силой и благодатью дает нам освящение, чтобы и мы приобщились чистоты и святости, смогли воспринять Его благодать. Апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Да, мы не знаем, как будет в раю, не знаем тех благ, которые Господь приготовил для любящих Его, но мы видим Его знаки, выходящие из порядка вещей.
Вода, освященная в сочельник и сам праздник Крещения – особенная. Она не портится на протяжении многих лет, и об ее удивительных свойствах свидетельствуют и верующие, и неверующие.
Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, не коснеть во грехах, но выходить на свой Иордан, и не только погружаться в источники вод, причащаться этой агиасмы, умываться и пить ее, но и стараться воспринимать Духа Святого. Неслучайно Предтеча сказал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым». Святым Духом мы и должны обновляться.
Дай Бог всем нам этого очищения водой и духом, обновления, чтобы приобщиться к источнику жизни вечной.
Источник: https://ryazeparh.ru/index.php/eparh/nash-arkhipastyr/10151-liturgiya-v-kreshchenskij-sochelnik-v-spasskom-monastyre