31 июля 2016 года. Неделя 6-я по Пятидесятнице

 

Сегодня на Литургии читается Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 1-8.

 

Проповедь Антония, митрополита Сурожского, в неделю 6-ю по Пятидесятнице

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих. Если бы наше тело не было бы Богу дорого, так же дорого и нежно любимо Им, как и наша вечная душа, Бог не стал бы исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых.

Подробнее: 31 июля 2016 года. Неделя 6-я по Пятидесятнице

24 июля 2016 года. Неделя 5-я по Пятидесятнице

 

Сегодня на Литургии читается Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 28-34 и глава 9, стих 1.

 

Проповедь Антония, митрополита Сурожского, в неделю 5-ю по Пятидесятнице.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Раз за разом мы слышим в Евангелии рассказы о людях, которые были исцелены от болезни. В Евангелии это кажется таким простым и ясным: вот нужда – и Бог на нее отзывается. И встает перед нами вопрос: почему же это не случается с каждым из нас? Каждый из нас нуждается в физическом исцелении или в исцелении души, а исцеляются только немногие; почему?

 

Когда мы читаем Евангелие, мы упускаем из виду, что Христос не исцелял всех и каждого: один человек в толпе оказывался исцеленным, а многие, тоже недужные телом или душой, исцелены не были. И это происходит потому, что для того, чтобы принять действие благодати Божией во исцеление тела или души, мы должны раскрыться Богу: не исцелению, а Богу.

Подробнее: 24 июля 2016 года. Неделя 5-я по Пятидесятнице

17 июля 2016 года. Неделя 4-я по Пятидесятнице

 

Сегодня на Литургии читается Евангелие от Матфея, глава 8, стихи с 5 по 13.

 

Проповедь Антония, митрополита Сурожского, в неделю 4-ю по Пятидесятнице.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Так часто приходится слышать от людей: я молюсь, я стремлюсь к Богу, я жажду встречи с Ним, – а вместе с этим Он как будто остается мне далеким, нет у меня живого чувства Его близости...

 

Сегодняшнее Евангелие не осуждает такое отношение, но должно бы раскрыть наше сердце к чему-то иному. У человека, у сотника была мучительная нужда: его слуга умирал, лежал в болезни. И он обратился к Христу за помощью. Христос ему ответил: Я к тебе приду... И что же ответил Ему сотник? – Нет! Не приходи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров, – достаточно одного Твоего слова, сказанного здесь, чтобы здравие и жизнь вернулись моему слуге...

Подробнее: 17 июля 2016 года. Неделя 4-я по Пятидесятнице

12 июля 2016 года. Память первоверховных Апостолов Петра и Павла

 

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

 

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

 

Читать об Апостолах на сайте Православие.ру

10 июля 2016 года. Неделя 3-я по Пятидесятнице

 

Сегодня на Литургии читается Евангелие от Матфея, глава 6, стихи с 22 по 33.

 

Проповедь Антония, митрополита Сурожского, в неделю 3-ю по Пятидесятнице.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

При чтении слов Спасителевых о том, что можно было бы жить так просто, так беззаботно, если душой не печься о пище и питии, а телом – о том, как одеться, два различные чувства борются в нас.

С одной стороны кажется: да, как бы это было просто и почему бы так не жить? Почему не сбросить с себя ответственность, почему не сбросить с себя озабоченность, которая нас постоянно мучит? А с другой стороны другое чувство: да это же невозможно!.. И вот перед нами встает вопрос: неужели сказанное Христом невозможно? Разве то, что Он нам заповедует, не является путем жизни?

Подробнее: 10 июля 2016 года. Неделя 3-я по Пятидесятнице

3 июля 2016 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших

 

Второе воскресенье по Пятидесятнице – это "Неделя Всех Святых, в земле русской просиявших". Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.

 

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» — Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Петров пост

 

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле. В этом году он начался 27 июня (по н.ст.).

 

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

 

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

26 июня 2016 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

 

Неделя всех святых - празднование Православной Церкви в честь всех святых. Празднуется в 1-ю неделю по Пятидесятнице. Продолжая собой празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Неделя всех святых напоминает о всём множестве святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

19 июня 2016 года. День Святой Троицы

 

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

Подробнее: 19 июня 2016 года. День Святой Троицы

18 июня 2016 года. Троицкая родительская суббота

 

Троицкая (родительская) суббота — это день поминовения усопших, один из четырех общерусских календарных дней поминовения умерших. Она регулярно выпадает на субботу перед Троицей. Это особый день в церковном календаре, когда совершается всецерковное поминовение усопших.

 

История Троицкой субботы восходит к традиции встречи праздника Троицы (Пятидесятницы). Троицкая суббота представляет собой последний день церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому Православная церковь считает важным поминать перед днём Пресвятой Троицы всех от века усопших.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру