11 июня 2017 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

 

Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – в день Пятидесятницы родилась Церковь. И дети Церкви, родившиеся в жизнь вечную – это святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого.

 

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были, например, на Руси благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

 

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно. Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и там горячо молившихся за мир; не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в советских лагерях.

 

В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.

4 июня 2017 года. День Святой Троицы. Пятидесятница

 

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

 

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: "От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

 

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

 

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

 

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

 

Читать еще материалы, посвященные празднику

28 мая 2017 года. Неделя 7-я по Пасхе святых отцов Первого Вселенского Собора

 

В этот день Церковь чтит память епископов, которые на соборе в 325 году утвердили церковное учение о том, что Христос есть Сын Божий и при этом обладает всей полнотой божественной природы, как и Отец. Данный догмат является основой вероучения любой христианской Церкви. Не признавать его — значит не быть христианином в принципе.

 

Читать подробнее

25 мая 2017 года. Вознесение Господне

 

Ежегодно на 40 день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе, весь православный мир отмечает один из двунадесятых праздников церковного года — Вознесение Господне.

 

Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества.

 

Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

 

Объявление. Вниманию прихожан

С 23 мая утреннее Богослужение (Часы/Б.литургия) с понедельника по субботу в Преображенском соборе будет начинаться в 7.40

21 мая 2017 года. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

 

Шестое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом. Однажды Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос учеников, предваривший исцеление, кто согрешил, он или его родители, Христос отвечал, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин.9,3-5). Сказав это, Господь сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: «Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый».

 

Так и случилось. Исцеленный от слепоты, которая была у человека от рождения, стал свидетельствовать о Христе. Тогда первосвященники, старейшины иудейские стали пытать бывшего слепого, спрашивая у него: «кто», «как», «зачем», «почему», «а действительно ли ты был раньше слепой, а может, нет?»; подвергли допросу даже его родителей. И, получив убедительные ответы от самого слепорожденного и от его родителей, какой вывод сделали? «Не от Бога Этот Человек» (Ин.9,16), – сказали старейшины, указывая на Христа. Но прозревший возразил: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9,33). Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего слепого вон. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и слышал, этот человек сказал: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9,38).

 

На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.

 

Читать еще на сайте Православие.ру

14 мая 2017 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

 

Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.

 

Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.

 

Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя.

 

Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?

Подробнее: 14 мая 2017 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Колокольный звон в произведениях русских композиторов

 

6 мая 2017 года

 

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.


Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали - колокол.
Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона. В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон - набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова. Светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова. Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона, в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях.


В финале оперы «Иван Сусанин» звучит хор «Славься!». Глинка определяет этот хор как «Гимн - марш». В этом хоре проявляются черты кантаты. Тема хора сочетает в себе древние знаменные распевы, мощь многоголосного партесного пения, маршевые ритмы военных песен 1812 года. Звучание симфонического оркестра сливается с мощью двух медных духовых оркестров на сцене и звоном колоколов. Хор и оркестр славят бессмертный подвиг Ивана Сусанина, славят русский народ. Музыка М.И. Глинки звучит в наши дни и вдохновляет наш народ на созидание, является мощной объединяющей силой.


Под звуки колокольного набата созывает народ под русские знамена, новгородский князь Александр Невский в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский», «Вставайте, люди русские».


В 1874 году композитор Мусоргский создает сюиту «Картинки с выставки» и заключает её пьесой былинного характера - «Богатырские ворота», фортепиано изображает величаво и торжественно звон колоколов, символизируя мощь русского народа.


Удивительные звуки, передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок, а самое главное - перезвон колоколов в увертюре «Рассвет на Москве - реке» в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского. В «Сюите № 2» С.В. Рахманинова колокольный звон изображают два рояля, которые играют по очереди и поэтому создается эффект звона.


Многие композиторы вспоминают конкретные яркие слуховые впечатления детства. Так, в 1913 году С.В. Рахманинов написал грандиозное вокально-симфоническое произведение - поэму «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе Бальмонта. Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины - «симфонию» русских колокольных звонов.


С тихого удара колокола начинается первая часть музыкального произведения Г.В. Свиридова «Отчалившая Русь». А слушая пьесу «Дорога» вы услышите, как музыка передает бескрайние русские просторы, монотонную ленту дороги и звон ямщицких колокольчиков. Музыка начинается приглушенно, словно тройка едет к нам издалека, затем мощь оркестра возрастает, и мы будто воочию видим, как мимо нас скачут красавцы кони. Слушая такую музыку, невольно вспоминаются слова писателя Н.В. Гоголя, в которых он воспел русскую птицу - тройку. «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие дороги и государства».


Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» - той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство.

 

Материал подготовил Белошенков Д.С.

7 мая 2017 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог... И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.

 

Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду... В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал быненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.

 

И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил... Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.

 

Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.

 

Митрополит Антоний Сурожский 28 апреля 1991 г.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

30 апреля 2017 года. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

 

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.


По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру