2 августа 2017 года. День памяти святого пророка Божия Илии

 

Святой пророк Илия — один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета — родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам.

Подробнее: 2 августа 2017 года. День памяти святого пророка Божия Илии

1 августа 2017 года. День памяти преподобного Серафима Саровского

 

Русская Православная Церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. 1 августа празднуется обретение его мощей в 1903 году. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного. В дни памяти святого Серафима Саровского в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, которые носят имя святого, отмечают свои именины.

Читать подробнее на сайте Православие.ру

16 июля 2017 года. День памяти святителя Василия Рязанского

 

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, — от кого и где родился, — никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

 

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

 

Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, — примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Подробнее: 16 июля 2017 года. День памяти святителя Василия Рязанского

12 июля 2017 года. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

 

12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост, если только праздник святых апостолов Петра и Павла не попадает на среду или пятницу.

Читать подробнее на сайте Православие.ру

2 июля 2017 года. Неделя 4-я по Пятидесятнице

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа


В сегодняшнем Евангелии Христос в образ настоящей, подлин­ной веры нам дает сотника и обещает, что подобные ему придут в Царство Божие и с Запада и с Востока, с четырех ветров.


Не мы ли те, которые призваны Богом и которые пришли дейст­вительно с четырех ветров к Царству Божию, которые привились к Израилю, к тайне избранного народа и которые превзошли его, по­тому что, как Сам Спаситель сказал, самый великий в Ветхом Заве­те является малым в Новом Завете?


В сегодняшнем Евангелии вера сотника поражает тем, что он не только безусловно доверился Богу, безусловно был уве­рен, что Спаситель может исцелить его слугу, но еще - что Он может это сделать одним словом; что не нужно Спасителю идти в его дом, прикоснуться к больному, призвать его непосредствен­ным словом к этому исцелению: нет, достаточно Творцу всего мироздания произнести одно слово к исцелению.


Как часто в молитве нашей мы как бы не только молим, но настойчиво требуем от Христа, чтобы Он явился нам вот здесь, тут, сейчас, чтобы каким-то образом нам ощутить Его присутствие и Его действие. И вот нам дается пример: язычник, который просто поверил, что в Боге есть достаточно любви и достаточно державной власти, чтобы сотворить чудо, не подходя даже к тому, кто в этом чуде нуждается.


Этот рассказ перекликается с рассказом о том, как после чудесного улова рыб Петр в ужасе поклонился Христу и Ему ска­зал: Выйди от меня, Господи, - я недостоин Твоего присутствия... Он так же пережил величие Божие, он с такой же силой почувство­вал, что не только недостоин, но не в силах понести этого луче­зарного, преображающего присутствия, и просил Господа удалиться.


Кто из нас в себе когда-либо нашел достаточно веры, доста­точно цельности по отношению к Богу, чтобы сказать: Достаточно мне Твоего слова, прозвучавшего в Евангелии, звучащего во всей вселенной; достаточно мне слова, - я его послушаю и буду жив? Аминь.

 

Митрополит Антоний Сурожский

25 июня 2017 года. Неделя 3-я по Пятидесятнице

 

Евангелие нынешнего воскресного дня содержит строки Нагорной проповеди где мы слышим, как заботится Христос о нас, о нашей чистоте: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло... Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне. Заботьтесь больше о душе, нежели о теле. Ищите прежде всего Царствия Божия».

 

Что же такое Царство Божие и Его правда? Прежде всего, это не фантазия, а реальность. Царство Божие—это достояние будущего, которое начинается и созидается здесь, на земле, при Божественной помощи, исполнением евангельских заповедей, главная из которых—любовь. Царство Божие—это вездеприсут-ствие Божие, Его сила и владычество; это состояние высшего блаженства, мира, радости и счастья в Боге; это торжество чистоты и святости душ. Путь к нему— это путь боголюбия, братолюбия, миролюбия, милосердия, это добродетельная благочестивая жизнь, которая приближает нас к Богу и уподобляет Ему.

Подробнее: 25 июня 2017 года. Неделя 3-я по Пятидесятнице

18 июня 2017 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в земле Российской просиявших

 

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» – Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

 

Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви – наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

11 июня 2017 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

 

Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – в день Пятидесятницы родилась Церковь. И дети Церкви, родившиеся в жизнь вечную – это святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого.

 

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были, например, на Руси благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

 

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно. Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и там горячо молившихся за мир; не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в советских лагерях.

 

В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.

4 июня 2017 года. День Святой Троицы. Пятидесятница

 

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

 

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: "От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

 

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

 

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

 

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

 

Читать еще материалы, посвященные празднику

28 мая 2017 года. Неделя 7-я по Пасхе святых отцов Первого Вселенского Собора

 

В этот день Церковь чтит память епископов, которые на соборе в 325 году утвердили церковное учение о том, что Христос есть Сын Божий и при этом обладает всей полнотой божественной природы, как и Отец. Данный догмат является основой вероучения любой христианской Церкви. Не признавать его — значит не быть христианином в принципе.

 

Читать подробнее