27 мая 2018 года. День Святой Троицы. Пятидесятница

 

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

 

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: "От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

 

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

 

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

 

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

 

Читать еще материалы, посвященные празднику

17 мая 2018 года. Вознесение Господне

 

Ежегодно на 40 день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе, весь православный мир отмечает один из двунадесятых праздников церковного года — Вознесение Господне. 

 

Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. 

 

Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

 

9 мая 2018 года. Архиерейское богослужение

 

9 мая митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском монастыре Рязани. После богослужения владыка обратился к собравшимся с словом, посвященным Дню Победы:

 

– Сегодняшний день является особым в истории Отечества. Нередко можно слышать, что это светский праздник. Но кто может отделить светское от духовного? Если мы возьмем торжества в честь побед, которые отмечали наши отцы и деды на протяжении столетий, то увидим, что многие события, которые легли в основу этих памятных дат, многие воинские победы были связаны с церковными праздниками. Все мы помним, что Куликовская битва состоялась в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, поэтому немало древних храмов, посвященных этому торжеству, были так или иначе связаны с той исторической победой.

 

Изгнание Наполеона и соединенных войск Европы из России пришлось на праздник Рождества Христова, так что на протяжении десятилетий в нашей стране в этот день совершался молебен на изгнание галлов и с ними двунадесяти языков из России.

 

К сожалению, многие об этом уже забыли, и лишь некоторые граждане нашей страны помнят о том, с чем связаны эти праздники и победы.

 

Великая война называется Священной, хотя кому-то это может показаться странным. Казалось бы, как можно говорить о Священной войне в государстве, в котором была объявлена война всякой религии? Мы помним из нашей истории, как уничтожались храмы, расстреливались и ссылались в лагеря и тюрьмы священники, как вера искоренялась из сердец людей. Вера осмеивалась, религиозные люди считались неполноценными, ущербными, их называли фантазерами. Священники были поражены в своих правах.

 

И, тем не менее, мы действительно можем сказать, что война была Священной. Началась она в день памяти всех русских святых, в воскресный день, 22 июня 1941 года. Военные действия практически завершились в праздник Пасхи, который в тот исторический 1945 год пришелся на начало мая. Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан в день памяти евангелиста Марка, 8 мая, и вступал в силу 9 мая в 00:01 по московскому времени.

 

Символично, что фактически военные действия закончились в день православного воинства – в день памяти Георгия Победоносца. И многие воины, которые шли в бой за Отчизну, сражались с молитвой к Богу. Как говорят – в окопах не было неверующих, все верили и надеялись на Бога.

 

Поэтому выражение «Священная война», несмотря на кажущееся противоречие, в полном смысле отражает суть вещей. Мы сегодня возносим сугубую молитву за всех павших, за тех, кто не вернулся с фронтов войны. А таких людей хватает в каждой семье, в каждом городе и деревне. Будем сегодня молиться о павших, будем вспоминать их и просить Бога, чтобы Господь не допустил для нашей Родины столь страшных испытаний, подобных тем, которые она пережила в период минувшей Великой войны.

 

Пресс-служба Рязанской епархии

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

6 мая 2018 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

 

Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.

 

Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.

 

Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя.

 

Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?

Подробнее: 6 мая 2018 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

1 мая 2018 года. IV региональный фестиваль колокольного звона

 

Для Рязанской епархии фестиваль колокольного звона, посвященный памяти В.И. Широковой – уже добрая традиция. Но при этом он постоянно обретает и новые черты. Так, в 2018 году фестиваль проходил не в Иоанно-Богословском монастыре, как прежде, а в Рязанском кремле. 1 мая самое сердце Рязани огласил звон восьми колоколов, установленных на колокольне Богоявленского храма. Несколько из них еще дореволюционные, датируются XVIII веком, остальные – новые. На звонницу все колокола были подняты в преддверии фестиваля и освящены исполняющим обязанности игумена Спасо-Преображенского монастыря Рязани игуменом Евфимием (Шапкиным). Место проведения выбрано неслучайно.

 

Прежде именно с монастырского Богоявленского храма начинался утренний благовест в Рязани. Его затем подхватывали все остальные рязанские звонницы. Первый раз после революции колокольня храма, вновь обретшая голос, зазвучала именно на фестивале, в 2018 году посвященном иконе Божией Матери «Нечаянная Радость». Образ пребывает в Спасо-Преображенской обители два года, и все это время там бережно ведется запись о случаях чудесной помощи, которую получают люди по молитвам к Богородице перед этой Ее иконой.

 

Фестиваль колокольного звона имеет статус регионального. Но в этом году среди тридцати его участников, приехавших из разных районов области, был также участник из Мурома. Каждый пришедший мог не только восхититься искусством опытных звонарей, но и попробовать себя в качестве звонаря на мастер-классе. Для этого даже не нужно было подниматься на колокольню: организаторы установили внизу учебную звонницу.

 

Так колокольный звон, без которого традиционно в Православной Церкви не проходит ни одно важное событие и ни один большой праздник, для многих стал более понятным и близким, а голос колокольни Богоявленского храма и впредь, как в былые времена, будет звучать в древнем намоленном Рязанском кремле.

 

Смотреть фотографии и видеосюжет на сайте Рязанской епархии

29 апреля 2018 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

 

В четвертую неделю после Пасхи совершается воспоминание исцеления Христом расслабленного в Иерусалиме.

 

У Овечьих ворот находилась купальня, называвшаяся по-еврейски Вифезда, что значит "Дом милосердия" или милости Божьей: вода в эту купальню собиралась из целительного источника. Целебный источник привлекал множество больных всякого рода. Тут, у купальни, находился расслабленный (парализованный больной), страдавший уже 38 лет и почти потерявший надежду когда-либо исцелиться. Смилостивившись, Господь мгновенно исцеляет несчастного одним Своим словом: «Встань, возьми постель твою и ходи».

 

Но так как была суббота, то иудеи вместо того, чтобы порадоваться за несчастного, страдавшего столько времени, или удивиться чуду, возмутились тем, что бывший больной посмел нарушить заповедь о субботнем покое, нося свою постель, и сделали ему замечание. Исцеленный, однако, не без некоторой дерзости начал оправдываться, что он только выполняет веление Того, Кто исцелил его.

 

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Из этих слов видно, что болезнь постигает человека в наказание за его грехи, и Господь предостерегает исцеленного от повторения грехов, чтобы не постигло его еще большее наказание.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Приглашаем на конкурс звонарей

 

С 30 апреля по 1 мая в Рязанской епархии состоится IV фестиваль колокольного звона имени В.И. Широковой. В этом году он посвящен иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», а проходить будет в Спасо-Преображенском монастыре города.

22 апреля 2018 года. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

 

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.


По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

15 апреля 2018 года. Неделя 2-я по Пасхе, «Антипасха». Апостола Фомы

 

 

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

 

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

 

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру