11 марта 2017 года. Родительская суббота

 

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

5 марта 2017 года. Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия

 

Чтобы увековечить победу Православия над его врагами, Святая Церковь постановила ежегодно воспоминать и праздновать восстановление святых икон в настоящий день, яко день первого, по сему случаю, торжества ее. А для того, чтобы посеченные мечом слова Божия и прежние ереси не дерзнули со временем поднять снова мрачной главы своей, положено ежегодно в настоящий же день поражать каждую из них снова анафемой.

 

Пречистому образу Твоему покланяемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.

 

Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаемь: и оскверншийся образ в древнее вообразив, божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем.

Подробнее: 5 марта 2017 года. Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия

26 февраля 2017 года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

 

Настало время, дорогие братья и сестры, когда Святая Церковь вновь призывает нас к покаянию и спасению. "Постящеся, братия, телесне, постимся и духовно" - есть такие слова в одной из великопостных стихир.

 

Мы привыкли считать пост телесный наиболее важным делом и совершаем его с особым усердием в дни Святой Четыредесятницы, однако телесный пост-это нечто подсобное, способствующее посту духовному, а самое основное - это пост духовный.

 

Что такое пост? Как надо поститься? В чем заключается духовное пощение?

 

Святая Церковь с особой заботой и задолго до Святой Четыредесятницы начинает подготавливать нас к духовному посту, предлагая нашему вниманию разные Евангельские примеры. Так, она предлагала нам Евангельское повествование "О Закхее". Очень трогательно было слышать, как этот, малый ростом человек влез на дерево для того, чтобы увидеть Христа Спасителя, Божественного Учителя, грядущего. И Божественный Учитель подошел и сказал: "Закхей, слезь, ибо Мне надлежит быть у тебя в доме" (Лк. 19, 5).

Подробнее: 26 февраля 2017 года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Объявление. Чин прощения

 

В воскресенье 26 февраля в 16.45 начало вечернего Богослужения (9 час, Великая вечерня)

и после будет совершён Чин прощения

с чтением молитв благословления на Великий пост

19 февраля 2017 года. Мясопустная неделя, о Страшном Суде

 

Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст" (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).

Подробнее: 19 февраля 2017 года. Мясопустная неделя, о Страшном Суде

18 февраля 2017 года. Мясопустная родительская суббота

 

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

 

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

 

Читать далее в источнике

15 февраля 2017 года. Сретение Господне

 

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22–40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.


В это время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35).

 

В храме была также 84-летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая постом и молитвой служила Богу в храме день и ночь. Она «славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 37–38).

 

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в грядущего Мессию – Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна, пророчица, – удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Котором уже соединились Божество и человечество.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

12 февраля 2017 года. Неделя о блудном сыне

 

Вторая неделя (седмица) перед Великим постом – о блудном сыне. Церковь призывает нас к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне (Лук. XV, 11–32), по имени которого называет и саму неделю.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

5 февраля 2017 года. Неделя о мытаре и фарисее

 

Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.

 

Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце.

 

Ведь вот, устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы. А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью.

 

Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся.

 

В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

 

На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой.

 

Читать далее

 

Читать больше на сайте Православие.ру

19 января 2015 года. Крещение Господне

 

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

 

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

 

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Митрополит Марк: с Рождеством Христовым!

 

Совсем недавно побывал в знаменитом Соборе Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris). Там мое внимание неожиданно привлек Рождественский вертеп. Этот вертеп представлял собой настоящее произведение современного искусства. Многофигурная композиция отличалась изяществом исполнения: ее создатели со вниманием отнеслись к самым тончайшим деталям, начиная с архитектуры строений и заканчивая одеждой персонажей и предметов обихода.

 

В вертепе, конечно, присутствовали и Дева Мария, и Иосиф, и пещера с яслями, и ослик с волом. Однако все они оказались как бы на втором плане. Большая же часть композиционного пространства была отдана фигуркам людей самых разнообразных сословий и возрастов. И всех этих непохожих друг на друга людей объединяло одно – каждый был занят своим делом: кто-то пас стадо, кто-то работал в поле, кто-то собирал хворост, кто-то готовил обед, кто-то шил обувь или одежду, а кто-то просто прогуливался. Художники представили самую яркую, самую богатую палитру человеческих архетипов. Им удалось показать в полном масштабе срез жизни людей, настоящую картину нашей повседневности.

 

В этой картине каждый занят своим делом, и никому нет дела до другого. А главное – никто из этих персонажей даже не подозревает о том, что в одночасье жизнь всего человечества и их собственная, в том числе, переменилась. Буквально в двух шагах от них произошло чудо – в мир пришел Спаситель. Произошло то, чего на Земле никогда не было. В мир пришел его Творец, его Создатель. Но никто этого не видит, поглощенный каждый самим собой.

 

Прошли века. Жизнь людей, ее внешние атрибуты, изменились до неузнаваемости. Появились небоскребы, машины, самолеты, телевидение, интернет. При этом человечество давно уже узнало о том, какое величайшее событие совершилось в ту Ночь. Но разве по сути переменилось ли хоть что-то в картине мира – той, что представлена в этом вертепе?

 

Пожалуй, не слишком. Люди, как и тогда, 2000 лет назад, заняты своими делами. Они, может быть, и знают, что есть Господь, что Он Милостив и Долготерпелив, что Он есть Любовь, но слишком погружены в «свои проблемы», все туже закручивают себя узлом земных попечений и сует и не пускают Христа в свое сердце. И ведь это происходит не где-то далеко в неизвестных краях. Но среди нас с Вами! Мы постоянно обкрадываем себя, лишая светлой радости жизни со Христом.

 

И великий праздник Рождества Христова – это напоминание, вопрос, обращенный непосредственно к нам: а приготовил ли ты в своем сердце достойное место для Богомладенца Христа?!

 

Дай Бог, чтобы Рождество Христово было бы для нас не просто выходным днем, в который можно хорошо отдохнуть. Но праздником, который менял бы наше отношение к своей жизни, который сподвигал нас, наконец, открыть свое сердце для Грядущего в мир Спасителя!

 

Перейти на сайт Рязанской епархии и посмотреть видео