История монастыря

Если мы пройдемся по территории Рязанского Кремля, то будем удивлены, поражены, восхищены красотой окружающего нас великолепия, созданного руками человеческими для восхваления нашего Творца. Здесь все гармонично, все продумано, все устроено так, что бы утихли наши страсти, и мы всем сердцем почувствовали Бога. Много столетий назад именно на территории Кремля около церкви Святого Николы Старого был заложен наш город. Храм этот располагался на берегу оз. Быстрого. От него за прошедшие века не осталось никаких следов, как, впрочем, и от многих древних храмов, красовавшихся здесь. Только археологи да музейные работники могут показать досужливому посетителю Кремля, где это примерно было. На этих святых землях во времена княжеские в 14–15 веках возникли храмы и монастыри, среди которых. — Спасский монастырь с храмами Богоявленским и Спасо-Преображенским до сей поры свидетельствует о величии Рязани.

 

Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.

 

О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от преосвящ. Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер».¹

 

О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так на Соборе 1589г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.

 

С 25 декабря 1742г. по указу Св.  Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты — на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа».²» Белая шапка и ковер при богослужении — знак высокого отличия. Таким образом, на протяжении многих веков монастырем управляли архимандриты, пока в 1868г. в Рязанской епархии не появились викарные епископы. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902г. А в 1902г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21  мая 1907г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911г., замученного в Самаре в 1918г.

 

Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском... К 1917г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746г.

 

В документах Государственного архива Рязанской области сохранилось довольно много прошений от людей, желающих принять монашеский чин. Касаются они и Спасского монастыря. Но вряд ли все они способны ответить на вопрос: почему человек решил оставить мир и уйти в в обитель. Это, все-таки тайна! Вот строки из прошения о принятии монашества, раскрывающие глубину человеческой души и веру в правильность выбранного пути: «По довольном изследовании наклонностей и испытании сил моих Богу угодно было обратить мысли мои и желания к избранию жизни уединенной. Впрочем, посвящая себя на служение Богу, я не отрекаюсь вкупе от служения ближним. Я желаю и по принятии иноческаго сана проходить в семинарии профессорскую должность на меня возложенную, ибо избираемое мною состояние почитаю удобнейшим к исполнению оной... июня дня 1815г. К сему прошению Рязанской семинарии профессор Богословия Георгий Городков руку приложил». Георгий Городков принял постриг в Спасском монастыре с именем Гавриила.Это имя известно сейчас многим православным верующим — это наш местночтимый святой, молитвенное обращение к которому помогло многим людям.

 

Встречались и более прозаичные прошения: «прошлаго 1814 года в ноябре месяце исключен я из семинарии вашего Высокопреосвященства за превозрастанием. И как поныне еще ни на какое место не назначен, то желаю определен быть в число послушников Рязанского Спасова монастыря. На принятие ж меня в оный и настоятель отец Архимандрит Иероним согласен... К сему прошению ученик Инфимы 3-го отделения руку приложил»³.

 

Какие они насельники Спасова монастыря? Что стоит за этими строками? Годы упорного труда над собой, сомнения в правильности выбранного пути или безграничная вера в Промысел Божий. В первую очередь это беспрерывный труд и молитва, послушание наставнику и настоятелю. Летопись Спасского монастыря, сохранившаяся за 1900г. которую начал Викарный епископ, настоятель Спасского монастыря Иосиф (Соколов).

 

Он прибыл в Рязань по железной дороге, и встреча его с братией прошла скромно. Это было в четверг второй недели Великого поста.Все страницы летописи: это чреда богослужений и различных послушаний: от клиросного пения до помощи немуществующим.

 

Разумеется, много зависело в монастыре от того, кто руководил обителью. Здесь необходимо упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия архиепископа Рязанского он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808г. 19 апреля и произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813г переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж. прекрасный педагог, устроитель обители и… монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.

 

Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался наш город. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной  огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским Домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые  с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь и западные  для выхода  были украшением монастыря.

 

При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу- круглая башня, рядом с ней – с западной стороны  ледник, а за ним  деревянная житница, конюшня, навес, за которым  западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один  с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой к северу от первого  каменный для жительства братии. Он был построен в 1825г и надстроен в 1894г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901  1904гг. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан. Когда- то на заборе кладбища Спасского монастыря было написано стихотворение епископа Иустина (Полянского). Приведем это стихотворение, так как его помнили многие в Рязани, и оно осталось для потомков только благодаря членам Ученой Архивной Комиссии.

 

Тих сон ваш и мирен усопшие братья;
Ничто не смущает ваш вечный покой.
Земля приняла вас в родные объятья
И скрыла навеки от злобы людской.
Не страшны вам больше тревоги, волненья,
Вы прах отряхнули и к жизни иной
На крыльях надежды в обитель спасенья
К Творцу воспарили бессмертной душой.
Там ждет вас награда; слеза покаянья
Вам вновь возвратила утраченный рай.
Мы верим: не вечны земные страданья
И нового с вами достигнем свиданья,
И дальнему скажем: на веки прощай.

 

Но эта надпись к XX веку уже была утрачена.

 

Вся внешняя жизнь насельника сосредотачивалась в храме и его келье, внутренняя – в келье души. О келье души об этой духовной жизни, духовном делании знал только Господь Бог. А вот архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911г.

 

1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета;

 

2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет;

 

3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о…

 

4. Келия из трех комнат… При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа… ».

 

По описанию этих келий можно представить скромный быт монашествующих, для которых мир остался за каменной оградой, а тихая обитель стала им пристанищем для большой и трудной борьбы со своими «страстьми и похотьми». Монашествующие любили свою обитель и на протяжении всего ее существования украшали ее своим усердием и на средства благодетелей, а их было, слава Богу, в достатке.

Примечания:

 

¹Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки Наука. 2002 С.288,289

 

²Там же 3 ГАРО. Ф. 627. Оп. 74-76. Д. 263. Св. 1338. 1815 г. С. 4

 

³Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский – месточимый святой (16 июля 1999 года).

Богослужения

Богослужения
в Спасо-Преображенском соборе
совершаются:

 

В будние дни:

Начало утреннего  богослужения в 7.40.

Начало вечернего богослужения в 16.45.

 

Накануне Праздничных и воскресных дней – 

17.00 Всенощное бдение

а в день Праздника две Божественные литургии:
ранняя в 6.15 и поздняя в 8.30

 

По воскресным дням в 7.45 в Преображенском соборе служится молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Нечаянная радость»

 

Время начало богослужений уточняйте в разделе Расписание